"Свеча" - группа для созависимых людей           г. Владимир

"Свеча ничего не теряет, зажигая другую свечу"

Алкоголизм. Карусель отрицания

Алкоголизм - карусель отрицанияАЛКОГОЛИЗМ - КАРУСЕЛЬ ОТРИЦАНИЯ
      Джозеф Л. Келлерман

      Алкоголизм - трагическая пьеса из трех актов, в которой по крайней мере
      четыре действующих лица: сам алкоголик и его семья, друзья, сотрудники по
      работе и даже профессиональные социальные служащие могут принимать участие
      в подддержке движения Карусели. Алкоголизм редко возникает у изолированных
      от окружения лиц, он также редко продолжается при отсутствии связей с
      окружающими. Некто пьет слишком много, напивается, окружающие же реагируют
      на его выпивку и на ее последствия. Пьющий отвечает на эту реакцию и снова
      пьет. Это превращается в Карусель обвинения и ОТРИЦАНИЯ, ниспадающую
      спираль, столь характерную для алкоголизма. Поэтому, чтобы понять
      алкоголизм, мы должны интересоваться не только самим алкоголиком, но
      попытаться увидеть всю болезнь, как если бы мы сидели в театре и смотрели
      пьесу, тщательно наблюдая за ролью каждого актера в драме. В начале пьесы
      мы видим в первом акте алкоголика в главной роли. Только он играет
      активную роль, все остальные лишь реагируют на его действия. Обычно это
      мужчина от 35 до 55 лет, как правило, способный, умелый, часто
      преуспевающий на своей работе, но цели его бывают гораздо выше его
      способностей. Мы видим, что он чувствительный, одинокий и внутренне
      напряженный. В нем также заметна некоторая незрелость, приводящая к
      определенной зависимости. Однако, стараясь ОТРИЦАТЬ этот факт, он может
      действовать с подчеркнутой независимостью. Он также ОТРИЦАЕТ, что является
      ответственным за результаты своей деятельности. Эти зависимость и
      отрицание определяют название пьесы "Карусель отрицания". Для того, чтобы
      он мог действовать подобным образом, все остальные должны обеспечить ему
      такую возможность. Поэтому мы должны полностью понять роль каждого актера
      в этой пьесе. Алкоголик давно заметил, что использование алкоголя улучшает
      его самочувствие. Для него это не проклятье, а спасение, не яд, а
      лекарство. На несколько часов алкоголь скрывает все его несчастья,
      устраняет страхи, снимает напряжение, смягчает одиночество и решает все
      проблемы.


      АКТ 1

      Пьеса начинается словами алкоголика, что никто не вправе давать ему
      указания, что он должен делать, - он будет указывать всем. Это
      препятствует обсуждению в семье вопросов, связанных с выпивкой и ее
      последствиями. Даже если его пьянство уже вызывает серьезные проблемы, он
      просто не желает их обсуждать. Все разговоры похожи на улицу с
      односторонним движением. Такое впечатление, что никто никого не слышит.
      Обе стороны говорят одно, а делают другое. Именно поэтому для понимания
      алкоголизма следует внимательно посмотреть эту пьесу. Если сосредоточиться
      на одном алкоголике или ознакомиться с научным описанием его болезни, то
      будет видима лишь часть драмы. Ключевым понятием алкоголизма является
      ОТРИЦАНИЕ, потому что снова и снова делают то, что зарекались не делать,
      или отрицают то, что они делали. Если бы мы смотрели эту пьесу по
      телевидению, то ее проще было бы понять при выключенном звуке. В начале
      первого акта алкоголик испытывает потребность выпить, что он и делает. Он
      выпивает не медленно и спокойно, а быстро и напряженно. Он может выпить
      открыто, но скорее всего он предпочитает скрывать, сколько он пьет, и
      поэтому выпьет вне сцены, в отсутствие других персонажей пьесы. Это первое
      выражение отрицания: скрывать количество выпитого. Но это также доказывает
      нам, что он знает, что пьет слишком много. Он пьет БОЛЬШЕ других, ЧАЩЕ
      других, а главное - выпивка значит для него гораздо больше, чем для
      других. Пить слишком много и слишком часто - не результат добровольного
      выбора. Это первый признак алкоголизма. Повторяющееся ОТРИЦАНИЕ,
      выражающееся в припрятывании бутылки и выпивке в одиночку, показывает,
      насколько существенным стал алкоголь для улучшения самочувствия
      алкоголика. После одной-двух порций спиртного он уже не может
      остановиться. Немного позднее мы видим, как сильно изменяется алкоголик.
      Очевидно, он проявляет и испытывает ощущение успеха, благополучия и
      самодостаточности. Он в центре мира и может вести себя, как маленький бог.
      Теперь он во всем прав, а все остальные неправы, особенно если кто-то
      начинает возражать против его выпивки. Разумеется, будучи выпивши,
      алкоголики могут вести себя по-разному, но всегда - неразумно,
      безответственно, почти бессознательно. Они имеют склонность игнорировать
      правила общественного поведения, вплоть до криминальных нарушений, одним
      из примеров которых является управление автомашиной в нетрезвом состоянии.
      Если бы так вел себя трезвый человек, мы сочли бы его душевнобольным. Если
      пьянство продолжается достаточно долго, то алкоголик создает критическую
      ситуацию, и у него возникают проблемы, неприятности. Проявляться это может
      по-разному, но причина всегда одна: будучи зависимым человеком, он ведет
      себя как независимый, и выпивка помогает ему убедить себя, что он
      действительно независим. В то же время последствия выпивки делают его все
      более зависимым от других. Когда наконец возникают созданные им самим
      неприятности, он игнорирует их, уходит от них, ждет, что "как-нибудь
      уладится", или умоляет, чтобы кто-нибудь помог ему выбраться. Алкоголь,
      сначала дававший ему ощущение успеха и независимости, теперь срывает с
      него маску и обнаруживает беспомощного, зависимого ребенка.

      АКТ 2

      Во втором акте алкоголик ничего не делает, но ожидает, что все за него
      сделают другие. Три других действующих лица играют свои роли в пьесе и
      алкоголик пользуется результатами их действия. Он почти или вообще ничего
      не делает; все во втором акте делается для него.


      СПАСАТЕЛЬ

      Первым появляется некто Спасатель или Помощник, которого собственное
      чувство вины или беспокойства побуждает вызволить друга-алкоголика из его
      беды. Он стремится спасти алкоголика от непосредственных неприятностей и
      облегчить ужасное состояние, возникшее в связи с чрезвычайной ситуацией.
      На самом деле этот человек старается не столько помочь алкоголику, сколько
      удовлетворить некотрую собственную потребность, хотя сам он об этом может
      и не догадываться. В роли Спасателя часто выступает мужчина, являющийся
      родственником или знакомым алкоголика, но эту роль может играть и женщина.
      Часто эту роль играют также "профессиональные помощники" -
      священнослужители, врачи, юристы, работники социального обеспечения.
      Большинство из них не проходило какой-либо специальной подготовки по
      проблемам алкоголизма, столь необходимой в данном случае, и поэтому они
      действуют в этой ситуации так же, как и непрофессиональный Помощник. Это
      лишает алкоголика процесса обучения при ИСПРАВЛЕНИИ СОБСТВЕННЫХ ОШИБОК,
      приводит его к мысли, что всегда найдется покровитель, который выручит
      его, хотя Спасатели и клянутся, что делают это в последний раз. Но они
      делают это снова и снова, и алкоголик уверен, что так будет продолжаться
      всегда. Эти спасательные операции становятся столь же неизбежными, как и
      сама выпивка.


      ЖЕРТВА

      Следующее появляющееся на сцене действующее лицо можно назвать Жертвой.
      Это может быть начальник, работодатель, мастер или инспектор, старший
      офицер у военных, партнер по общему делу или даже просто сотрудник по
      работе. Жертва - это лицо, отвечающее за выполнение работы во время пьяных
      прогулов алкоголика или в те периоды, когда он с похмелья работает лишь
      наполовину. Статистика показывает, что ситуация, когда выпивка начинает
      сказываться на работе, наступает часто после десяти или более лет работы
      алкоголика на одном предприятии, и его начальник становится за это время
      ему настоящим другом. Покровительственная защита является нормальной
      реакцией такого начальника, тем более что он все время надеется, что это
      будет последний раз. Алкоголик становится полностью зависимым от этого
      прикрытия со стороны Жертвы - иначе он не смог бы продолжать бы пить в той
      же степни. Иначе ему пришлось бы выбирать: прекратить пить или потерять
      работу. Но именно Жертва позволяет алкоголику продолжать свою
      безответственную пьянку, не теряя работы.


      ПРОВОКАТОР

      Третье действующее лицо играет ведущую роли в данном акте нашей пьесы, это
      супруг (вупруга) или родственник алкоголика, в общем, лицо, с которым
      живет алкоголик. чаще всего это жена или мать. Она является ветераном
      данной роли и исполняет ее дольше других действующих лиц в этом акте. Она
      выступает в роли Провокатора. Она страдает и растраивается от
      повторяющихся пьяных выходок, но она старается сохранить семью несмотря на
      неприятности, возникающие из-за выпивки. В качестве ответной реакции, она
      вносит в семейную жизнь свою обиду, горечь, беспокойство и боль, и тем
      самым становится источником провокации. Она старается управлять, изменить
      все к лучшему, она жертвует, улаживает, никогда не сдается, не впадает в
      отчаянье, но и никогда не забывает. Алкоголик считает, что его недостаток
      простителен, но что она не может его "предать". Она имеет право
      действовать полностью независимо, делать все, что пожелает, а она должна
      делать то, что он ей скажет. Она должна быть дома, когда он возвращается
      домой, если он возвращается. Ее роль можно также назвать Приспособленцем -
      она постоянно приспосабливается к кризисам и несчастьям, возникающим из-за
      выпивки. Алкоголик обвиняет ее во всех бедах, происходящих в домашних и
      семейных делах, она же делает все возможное, чтобы сохранить семейную
      жизнь и доказать, что он неправ. Она выполняет обязанности жены и
      домохозяйки и, кроме того, пытается принести в семью дополнительный
      заработок. Проживая с человеком, больным алкоголизмом, она старается быть
      для него медицинской сестрой, врачом и советником. Она не может играть эти
      три роли, не травматизируя себя и своего мужа. Она настолько раздражена,
      что не может разговаривать с мужем, не добавляя горечи, обвинений, обид и
      враждебности в ситуацию, которая и без того почти невыносима. Тем не
      менее, правила нашего общества заставляют жену играть именно эту роль.
      Если она не будет этого делать, то обнаружит, что семья и общество
      считают, что она не справляется с обязанностями жены. Что бы ни делал
      алкоголик, он должен в конце концов оказаться "дома" (куда идет каждый,
      кому некуда больше идти). Второй акт пьесы теперь разворачивается
      полностью. Беспомощный алкоголик спасен, восстановлен на работе и упрочен
      в кругу семьи. Тем самым он обряжен в одежды ответственного взрослого.
      Ввиду того, что все это сделал не он, а другие, его зависимость выросла и
      он остался ребенком в костюме взрослого. Таким образом, неприятные
      проблемы и следствия пьянства были устранены другими. Они исправили все,
      что напортил алкоголик. От его пьянства пострадали другие люди, но не сам
      алкоголик. Все это позволяет ему продолжать обращаться к выпивке, как к
      способу решения своих проблем. В первом акте алкоголик преодолел все свои
      беды с помощью выпивки, во втором - все непрятные последствия выпивки были
      устранены другими людьми. Это упрочило в алкоголике уверенность, что он и
      дальше может продолжать в том же безответственном духе.

      АКТ 3

      Начало третьего акта сходно с началом первого, но кое-что все-таки было
      добавлено во время первого и второго актов. Необходимость ОТРИЦАНИЯ своей
      зависимости теперь выросла и должна быть выражена сразу и более энергично.
      Алкоголик ОТРИЦАЕТ, что у него есть проблемы, связанные с выпивкой,
      ОТРИЦАЕТ, что он алкоголик, ОТРИЦАЕТ, что выпивка приводит его к
      неприятностям. Он отказывается признать, что ему помогли - опять
      ОТРИЦАНИЕ. Он ОТРИЦАЕТ, что может потерять свою работу, и утверждает, что
      справляется со своим делом лучше всех. Ну и, конечно, он ОТРИЦАЕТ, что
      причинил какой-либо ущерб своей семье. Наоборот, он обвиняет свою семью,
      особенно жену, в том, что они придираются, подняли напрасный шум и создают
      проблемы. Он даже может настаивать, что жена не в своем уме и ей следует
      обратиться к психиатру. По мере углубления алкоголизма и роста конфликта,
      муж часто начинает обвинять жену в неверности, хотя у него нет для этого
      никаких оснований. Некоторые алкоголики выражают свое отрицание
      подчеркнутым молчанием, отказываясь обсуждать какие-либо вопросы,
      связанные с выпивкой. Им слишком тяжело вспоминать об этом. Другие
      позволяют вести в семье разговор о том, что они натворили или, напротив,
      не смогли сделать, в пьяном или трезвом состоянии. Жена никогда не
      забывает, что выделывал ее муж. Муж же может не помнить, что он делал
      пьяный, но он также не забывает ничего из того, что ему рассказала жена о
      его пьяных выхоодках или промашках. Настоящая проблема состоит в том, что
      алкоголик осознает истинность тех положений, которые он отрицает. Он
      знает, что чрезмерно пьет, что попал в беду. Но чувство вины и муки
      совести для него уже настолько невыносимы, что он не может терпеть критику
      или советы от других людей. Воспоминания о полной беспомощности и крахе в
      конце первого акта не просто неприятны, - они слишком болезненны для
      человека, который действует и мыслит, как маленький бог в своем
      собственном мире. Постепенно семья приспосабливается к новой совместной
      жизни. Алкоголик, возможно, ОТРИЦАЕТ, что он будет продолжать пить, а все
      остальные действующие лица клянутся, что не будут ему больше помогать.
      "Спасатель" утверждает, что больше не будет его спасать. "Жертва" не
      позволит новых провалов в работе из-за пьяныки. "Провокатор" - жена или
      мать - заявляет алкоголику, что не может больше с ним жить в таких
      условиях. Но все эти высказывания полностью противоречат тому, что каждый
      делал и будет делать. Спасатель, Жертва и Провокатор говорили это и
      раньше, но не выполнили своих обещаний. В результате у алкоголика
      усиливается чувство вины и ощущение катастрофы, подвергается сомнению
      уверенность, что всегда сможет действовать по своему усмотрению, и все это
      увеличивает и без того уже тяжкое бремя напряжения и одиночества. Если эта
      психическая боль становится невыносимой, особенно при содействии
      изменившихся позиций и поступков других участвующих лиц, то ему остается
      лишь один действенный путь для снятия этой боли и преодоления чувства вины
      и краха. Однако, если Второй акт разыгрывается, как было описано выше, то
      в Третьем акте алкоголик неизбежно снова напьется. Это его единственный
      надежный способ избавиться от всех неприятностей, решить все проблемы и
      обрести прекрасное самочувствие. Предчувствие немедленного облегчения,
      которое принесет выпивка, заставляет забыть о ее последствиях. К тому же,
      в глубине души он надеется, что на этот раз сможет себя контролировать и
      получить от выпивки лишь приятные оущщения, как это когда-то бывало. Таким
      образом, происходит то, что алкоголику кажется абсолютно необходимым, - он
      снова начинает пить. Он продолжает пить, но пьеса на этом не
      заканчивается. Занавес опускался в конце Первого и Второго актов, но в
      конце Третьего акта пьеса внезапно возвращается в Первый акт без закрытия
      занавеса, словно при безостановочном повторном показе трехсерийного
      фильмаю. Если зрители будут сидеть достаточно долго и первые два акта
      будут разыгрываться, как описано выше, то все три акта будут повторяться
      снова и снова, и в конце Третьего акта алкоголик будет снова напиваться. С
      течением лет актеры стареют, но тексты и действия пьесы практически не
      меняются. Если первые два акта исполняются, как было описано, Третий акт
      также пройдет без изменений. Если бы отсутствовал Первый акт, то у нас не
      было бы начала пьесы об алкоголизме и связанной с ним драмы. Поэтому лишь
      во Втором акте могут произойти изменения в трагической пьесе об
      алкоголизме, только в этом Акте в результате решений и действий окружающих
      алкоголика людей может быть совершен первый шаг к изменению и
      выздоровлению. Во Втором акте алкоголик безропотно принял все, что было
      сделано для него другими, которые действовали в соответствии с какими-то
      своими принципами, или просто потому, что не могли поступить иначе. Однако
      именно в этом акте имеется возможность разорвать ниспадающую спираль
      алкоголизма и остановить карусель отрицания.

Посетители

Сейчас 20 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте